«Весь мир без тебя – пустыня»

napoleon-i-zhozefina-istoriya-lyubvi

Когда зимой 1795 г. Наполеон впервые встретил Жозефину Богарне, ей было 32 года, она была вдовой с двумя детьми и небезупречной репутацией. 8 марта того же года Наполеон, пренебрегая мнением матери, женился на Жозефине. Через два дня после свадьбы он отправился в Итальянский поход и ежедневно писал ей. В патетичной лексике его писем заметно влияние сентиментализма конца XVIII в., но книжной традицией они не исчерпываются…

В этих высокопарных и многословных признаниях сквозит неподдельная искренность и ранимость, нежность и ревность, не чуждые жестокому полководцу и тирану.

Napoleon-Josephine-3(2)

Письмо Наполеона к Жозефине от 3 апреля 1796 г.:

«Моя единственная Жозефина – вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один...

Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты – единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь, – тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твое изображение; я смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье...

Какими чарами сумела ты подчинить все мои способности и свести всю мою душевную жизнь к тебе одной?».

20110208_napoleon

Письмо от 8 июня 1796 г. стало лотом аукциона в 2006 г.:

«Ты должна была уехать 5-го из Парижа, ты должна была уехать 11-го, а ты не уехала и 12-го… Моя душа была открыта для радости, теперь она наполнена болью. Почта приходит без твоих писем…

Когда ты мне пишешь несколько слов, твой стиль никогда не наполнен глубоким чувством. Твоя любовь ко мне была пустым капризом. Ты сама чувствуешь, что было бы смешно, если бы она пленила твое сердце. Мне кажется, что ты сделала свой выбор и знаешь к кому обратиться, чтобы меня заменить.

Я тебе желаю счастья, если непостоянство может его предоставить. Я не говорю – коварство (вероломство)… Ты никогда не любила…»

clip_image004

Франсуа Жерар. Портрет Жозефины

8 июня 1796 г.:

«Мое сердце никогда не испытывало ничего незначительного. Оно было защищено от любви. Ты внушила ему страсть без границ, опьянение, которое его разрушает. Мечта (мысль) о тебе была в моей душе еще до твоего появления в природе.

Твой каприз был для меня священным законом. Иметь возможность видеть тебя было для меня верховным счастьем. Ты красива, грациозна. Твоя душа, нежная и возвышенная, отражается в твоем облике.

Я обожал в тебе все. Более наивную, более юную я любил бы тебя меньше».

clip_image006

Поль Деларош. Портрет Наполеона Бонапарта

В официальном письме в тот же день Наполеон сдержанно говорит о военных потерях:

«Враг потерял сто человек, как убитыми, так и ранеными; мы потеряли двести человек».

Сложно поверить в то, что один и тот же человек написал такие разные письма в один и тот же день.

josephine_beauharnais

Анри-Франсуа Ризенер. Портрет императрицы Жозефины.

13 ноября 1796 г.:

«Я больше тебя не люблю... Наоборот, – я ненавижу тебя. Ты – гадкая, глупая, нелепая женщина. Ты мне совсем не пишешь, ты не любишь своего мужа.

Однако, чем вы занимаетесь целый день, сударыня? Какие важные дела отнимают у вас время, мешают вам написать вашему возлюбленному? Кто этот новый соблазнитель, новый возлюбленный, который претендует на все ваше время, мешая вам заниматься вашим супругом?».

napoleons_farewell_to_josephine-large

Наполеон прощается с Жозефиной , художник Ласлетт Джон Пот.

Как императрица, Жозефина, благодаря своей доброте, щедрости и такту, пользовалась во Франции большой популярностью, однако несколько лет спустя, когда неспособность Жозефины родить ребёнка больше не вызывала сомнений, Наполеоном было принято решение о разводе.

Формальным поводом к расторжению брака послужило отсутствие приходского священника на церемонии венчания 1 декабря 1804 года. Развод вступил в силу 16 декабря 1809 года, после чего император смог сочетаться браком с австрийской принцессой Марией-Луизой, которая в 1811 году родила ему желанного наследника.

article-0-0009D2F200000258-133_468x286

Лас-Каз и его сын записывают историю Наполеона под его диктовку.

Позднее на острове Святой Елены Наполеон вспоминал:

«Моя женитьба на мадам де Богарне позволила мне установить контакт с целой партией, необходимой для установления „национального единения — одного из принципиальных и чрезвычайно важных пунктов моей администрации. Без моей жены я не мог бы достичь взаимопонимания с этой партией»…






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта